Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA
- Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
- Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
- креативное мышление;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции.
Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 году
«Совершенствование механизмов повышения качества образования - подготовка к исследованию PISA»
«В каком направлении развивается российская система образования (по результатам международной программы PISA-2018)» Ковалева Г.С., национальный координатор исследования PISA в России.
Модель методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.02.2022 № 372-р «О проведении оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8 классов Ленинградской области с использованием инструмента PISA в 2021 году»
План мероприятий (Дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA общеобразовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2021-2022 учебный год
Схема организации деятельности муниципальной системы образования по подготовке к участию в международном исследовании PISA-2024
Муниципальный проектный офис «Подготовка к участию в международном исследовании PISA-2024»
Дорожная карта подготовки общеобразовательного учреждения к участию общероссийской, региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024
Состав управленческой команды и рабочих групп по направлениям функциональной грамотности
Волонтерское движение в школе как средство развития функциональной грамотности школьников в сфере социальных практик
Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
Федеральный институт оценки качества образования
Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
Проведение исследования PISA-2018 в России
Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности – Российская электронная школа
Открытые задания PISA – Федеральный институт оценки качества образования
Банк заданий PISA – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Открытый банк заданий – ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
Сборник информационных и методических материалов
для педагогов