Инновационная деятельность

Инновационная деятельность
В 2016 году по распоряжению Комитета по образованию от 30.08.2016г. № 337 в МОУ «Романовская СОШ» утверждена тема инновационной деятельности «Проектирование системы воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы».

Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г.  - август 2019 г.

Основания для разработки программы: Положение об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 мая 2011 года №28 «Об утверждении положения об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области». Концепция инновационной деятельности учреждений образования Всеволожского района.

Участники проекта:
- педагоги МОУ «Романовская СОШ»;
- учащиеся МОУ «Романовская СОШ», являющиеся воспитанниками МКУСО 
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Всеволожска.
-социальные партнеры (МКУСО «Социально-реабилитационный центр для   
несовершеннолетних» г. Всеволожск, ПДН УМВД Всеволожского района
Ленинградской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район», ГБУЗ ЛО      "Всеволожская КМБ", МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района», ГКУЗ «ЛОНД»; Комитет по социальным вопросам администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Администрация МО «Романовское сельское поселение».

Актуальность: Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети «группы риска». Чтобы воспитать и вырастить достойного гражданина российского общества, необходимо каждому ребенку предоставить условия для  всестороннего развития, обучения и воспитания.  Говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это та категория   детей, которая  в   силу   определенных   обстоятельств более   других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. И как следствие, изъятие из семьи и пребывание в МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Это дети с проблемами в развитии, в воспитании, с проблемами со здоровьем.  У многих детей серьезные эмоционально-волевые нарушения, снижена отзывчивость. Им свойственна замкнутость, отчужденность, занижена самооценка, самообвинение, самоунижение, высокий уровень личностной и ситуационной тревожности; посттравматические стрессы и расстройства; утрата веры в себя, в будущее, чувство безнадежности.    В нашей школе пути решения проблемы лежат через индивидуализацию воспитания. Поэтому для социализации этих детей в общеобразовательной школе должны быть созданы дополнительные условия для коррекции. Необходимо сформировать с МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» систему взаимодействия в организации индивидуального воспитания детей данной категории.
Проблема: Существующая система общего образования недостаточно компенсирует индивидуальные проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза:
Если участниками инновационной деятельности МОУ «Романовская СОШ» «Проектирование системы воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы» станут педагоги школы, воспитанники МКУСО «СРЦН» г.Всеволожск, социальные партнеры, то уровень социализации детей «группы риска» возрастет, период адаптации детей «группы риска» значительно уменьшится, будет разработана и апробирована  модель социального партнёрства с МКУСО «СРЦН».

Объект инновационного (экспериментального) исследования: Процесс воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет инновационного (экспериментального) исследования: Процесс индивидуализации воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы: Создание условий для индивидуализации воспитания в общеобразовательной школе для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи программы:
- Изучить уровни социализации детей;
- Охарактеризовать уровни социализации детей в трудной жизненной ситуации;

- Разработать карту сформированности уровней социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- Повысить компетенцию педагогов школы в сфере индивидуального воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы;
- Привлечь новые целевые группы (школьники, педагоги, социальные партнеры) к участию в инновационной деятельности;
- Сформировать группу активных педагогов, которые впоследствии станут ядром методического объединения по теме «Проектирование системы воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы»;
-Разработать и апробировать модель социального партнерства с МКУСО «СРЦН» г.Всеволожск;
- Создать методическую базу для осуществления инновационной деятельности «Проектирование системы воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы»;
- Разработать и апробировать педагогическую систему индивидуального воспитания детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы;   
-Определить новые подходы к организации учебного процесса для детей из МКУСО «СРЦН;
-   Вовлечь детей из  МКУСО «СРЦН» во внеурочную деятельность;
- Содействовать адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности детей «группы риска» путем индивидуального сопровождения средствами социокультурной анимации.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности:
В результате инновационной деятельности ожидается:
-изучение факторов, влияющих на личность ребенка, и выявление эффек­тивных педагогических средств и мето­дов воспитательно-образовательной рабо­ты, способствующих предупреждению и преодолению дезадаптации;
-преодоление трудностей в социализации воспитанников;
-создание развивающей среды и ща­дящих условий, способствующих воспита­нию ребенка и повышению его адапта­ции в социуме;
- использование положительных черт характера самого ученика и опора на них в воспитании и развитии личности учащегося.

Возможные формы распространения инновационного опыта: Публикации, круглые столы, открытые уроки, сайт «ВРМЦ», консультации, методические рекомендации, дни открытых дверей, родительские конференции, методические объединения.

Риски распространения опыта инновационной деятельности и их компенсация:                                                               

- Малая мотивированность педагогов к участию в инновационной деятельности; отсутствие опыта ведения исследовательской деятельности;                                                                     

Недостаточная согласованность действий различных учреждений(других социальных партнеров);                                              
- Недостаточная согласованность действий школы и МКУСО «СРЦН»;                                                                                              
-Низкий уровень адаптации у воспитанников МКУСО «СРЦН»;  
-Индивидуальные особенности воспитанников МКУСО «СРЦН»;                                                                                              
-Короткий период пребывания некоторых воспитанников МКУСО «СРЦН» в МОУ «Романовская СОШ».

Критерии и показатели эффективности реализации программы:
Количественные критерии:
-увеличение уровня социализации детей «группы риска»;                               
- увеличение количества учащихся «группы риска» в реальную позитивную социальную и социокультурную практику;
-увеличение количества учащихся«группы риска», изменивших уровень социализации;
- увеличение количества мероприятий с привлечением детей «группы риска»;
Качественные критерии:
-качество инновационного продукта – результата проекта;
-включение педагогов в инновационную деятельность;
-интеграция детей «группы риска» в образовательную среду;
-качественный показатель адаптации детей «группы риска» к новой среде;
-позитивное отношение учащихся школы к воспитанникам МКУСО «СРЦН»;

Система организации контроля выполнения программы и обеспечения достоверности результатов:
Учет качества инновационного продукта школы  и внедрение его в педагогическую практику школы;
Программы семинаров, открытые уроки; классные часы;
Отчеты участников проектной деятельности ОУ;
Написание аналитической справки по результатам реализации Программы инновационной деятельности.

Ресурсное обеспечение программы:
-Материально-техническая база МОУ «Романовская СОШ»;        
-Кадровое обеспечение (творческая группа МОУ «Романовская СОШ»);                                                                         -Интеллектуальные ресурсы МОУ «Романовская СОШ»;               
-Профессиональные ресурсы МОУ «Романовская СОШ»; 
-Информационные ресурсы МОУ «Романовская СОШ».
 
Продукты инновационной деятельности:
-Методическая база по теме: ««Проектирование системы воспитания  детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы»;
-Карта сформированности уровней социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-Индивидуальная программа сопровождения на каждого ребенка группы «риска»;

-Положение о взаимодействии с МКУСО «СРЦН»;
-Программа адаптации детей группы «риска» в условиях общеобразовательной школы;
-Детское школьное объединение «Спектр»;
-Документальный фильм «Непростые ребята».
-Методические рекомендации, разработки, публикации, авторские уроки, презентации по использованию «Программы инновационной деятельности ОУ»;

Перечень и функции участников реализации программы:
Научное сопровождение:
Малякова Наталья Сергеевна, к.п.н., заведующая отделом инноваций МУ «ВРМЦ»

Ответственный за организацию инновационной деятельности в ОУ: Шамилова Светлана Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Романовская СОШ»

Основной исполнитель: Игнатьева Варвара Сергеевна, социальный педагог МОУ «Романовская СОШ»

Творческая группа:
-Резник Инна Ивановна – директор МОУ «Романовская СОШ», учитель биологии;
-Ростопчина Наталья Евгеньевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Романовская СОШ», учитель математики;
-Везикко Татьяна Васильевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Романовская СОШ», учитель начальных классов, учитель английского языка;
-Кудрявцева Лариса Алексеевна – логопед, учитель начальных классов;
-Ашрапова Галина Николаевна – учитель физической культуры;
-Тищенко Светлана Викторовна – председатель МО естественнонаучного цикла, учитель математики;
-Михеева Людмила Алексеевна - председатель МО гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы;
-Тюрина Марина Константиновна - председатель МО начальных классов, учитель начальных классов;
-Мартьянова Татьяна Геннадьевна - председатель МО классных руководителей, учитель начальных классов;
-Грешилова Кира Сергеевна – педагог-психолог МОУ «Романовская СОШ»;
-Михайло Таисия Николаевна – учитель географии;
-Шихирина Людмила Николаевна - руководитель МО спортивно-эстетического цикла, учитель физической культуры.

 

 

Педагогическое исследование: подходы, структурирование, оформление

Советы и рекомендации

Специалистами Службы сопровождения МОУ «Романовская СОШ», в составе руководителя Методического объединения Кудрявцевой Л.А., социального педагога Игнатьевой В.С., учителя-логопеда, Линейщиковой Т.И. и педагога-психолога Грешиловой К.С., подготовлена серия буклетов «Советы родителям на лето».
Желаем провести лето с пользой!

Советы родителям на лето «Упражнения на понимание прочитанного для учащихся начальной школы»;
Советы родителям от социального педагога «Комендантский час»;
Рекомендации по проведению: упражнений на закрепление звуков, упражнения для растягивания подъязычковой связки, гимнастика для язычка;
Рекомендации педагога-психолога родителям школьников.

Документы
Инновационная площадка

Статья «Раскрытие лидерского потенциала учащихся в процессе формирования здорового образа жизни»

Статья "Организация психолого- педагогического сопровождения как система профилактики дезадаптации детей «группы риска»

Брошюра муниципальной инновационной площадки «Раскрытие лидерского потенциала учащихся в процессе формирования здорового образа жизни»

Статья «Организация психолого- педагогического сопровождения как система профилактики дазадаптации детей «группы риска»

Статья «Технология организации школьного ПМПК как система внутришкольного контроля качества обучающихся с ОВЗ»

Буклет "Как научить ребенка делать домашние задания?"

Буклет "Рекомендации социального педагога родителям"

Буклет "Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков"

Буклет "Рекомендации социального педагога родителям по формированию отношения детей к понятию «терроризм»"

Буклет "ВИЧ/СПИД - изменим ситуацию"

Буклет "Впереди - летние каникулы!"

Отчеты